Гастрономический туризм в России: тренды, проблемы, перспективы». Мероприятие организовано Союзом «ЕСОТ - Евразийское содружество специалистов туриндустрии» и медиахолдингом «Комсомольская правда».
Эксперты отрасли обсудили насколько гастробренды влияют на социально-экономическое развитие регионов, какие сейчас самые популярные направления гастропутешествий в стране, как развивать гастробизнес и насколько эффективны гастрономические фестивали для сферы путешествий.
Сегодня гастрономический туризм в России является одним из самых быстрорастущих направлений индустрии путешествий. По статистике порядка 30 процентов отпускных денег турист тратит именно на еду, а по данным Всемирной Туристской Организации больше 50 процентов путешественников выбирают направления, которые им представляются интересными с точки зрения гастрономии. Именно на гастротуризм во многих местах делают ставку с точки зрения социально-экономического развития. Между российскими регионами разворачивается своеобразная борьба за туриста. От того, насколько регион будет привлекателен, в том числе, с точки зрения гастрономии, часто зависит выбор туриста.
- Гастрономия – это не просто еда, а экономика, культура, наследие и национальное самосознание. Гастрономический туризм в России – новичок среди других видов путешествий. Сегодня именно это направление развивается наиболее динамично в нашей стране, но при этом его нет юридически, - пояснила заместитель руководителя комитета по гастротуризму Российского союза туриндустрии Елена Ищенко. - Нет терминологии, тезауруса, мы не понимаем, что происходит. Регионы-соседи зачастую не знают, что происходит рядом. Все бросились искать свою гастрономическую идентичность, но зачастую это выглядит печально. В итоге начинается реклама случайных продуктов или тех, которые имеют отдаленное отношение к месту, или выдуманные современными авторами истории, а два соседних региона продвигают один и тот же продукт, который не является уникальностью.
- Гастрономический туризм пересекается со всеми видами туризма, начиная от экскурсионного, заканчивая пляжным. Даже приехав на море, человек может не купаться, но не есть он не может. В любой поездке турист сталкивается с местной кухней. Гастрономия – это один из инструментов не только привлечь туристов и задержать их, но и «заставить» их вернуться, попробовать то, что не успели, - рассказала Елена Сергеева, руководитель проекта «ЕСОТ - Евразийское содружество специалистов туриндустрии.
Определение самобытности и четкое разделение предложений по регионам должно стать важным шагом в развитии гастрономического туризма в России. Например, несмотря на то, что паста – традиционная еда для всей Италии, в стране не законодательном уровне утверждены различные вариации этого блюда для различных областей.
- Сейчас настало время, когда очень важно углубиться в свои корни и понять, чем же именно славится регион. Такую историческую уникальность найти не просто, но тот, кто ее находит становится привлекательным. Например, в этом году, в горах Сочи, на курорте «Роза Хутор», с 1 по 6 августа будет проходить большой гастрономический фестиваль. Мы сделали очень простой ход, предлагая в ресторанах сет-меню из локальных продуктов, например, рапанов, которые водятся в Черном море. Мы нашли такие продукты, которые есть только в этих горах, включая грибы, их сами повара собрали в мае-апреле, когда в остальных частях страны не сезон для них, или такая трава как цицмат, которая растет всего три месяца в году, - отметил гастрономический амбассадор курорта «Роза Хутор», известный шеф-повар Марк Стаценко.
Отсутствие законодательной определенности в гастрономическом туризме не позволяет властям оказывать поддержку развития этого направления. Ни в одном официальном документе в стране нет упоминания такого вида путешествий. Соответственно региональным органам власти помогать развиваться этому направлению – очень сложно.
- В регионах нет концепций развития гастрономического туризма. Поэтому, чтобы понимать, как власти могут помочь развитию данного направления, необходимо определить базу, создавать государственно-частные партнерства между властью и бизнесом. Сейчас такой симбиоз в регионах складывается интуитивно, - отметил президент Международного эногастрономического центра, руководитель Центра гастродипломатии РАНХиГС Леонид Гелибтерман.
Достойным примером взаимодействия власти и бизнеса в деле развития гастрономического туризма является Псковская область. Как рассказала заместитель Председателя Комитета по туризму Псковской области Елена Климова, в регионе разработан и запущен специальный туристический маршрут, который включает посещение гастрономических объектов региона – яблоневых садов, единственный в стране музей народа Сето, где можно попробовать тыквенный компот или приготовить на мастер-классе теплый сыр с тмином, страусиную и улиточные фермы, а также хлебный хутор с его известными псковскими пирогами, пряниками и традиционной кашей.
- Гастрономический туризм носит в том числе образовательную роль, туристы едут не просто за едой, а за новыми знаниями и впечатлениями. С 2012 года мы развиваем производство органических продуктов в Угличе, являемся самым крупным российским производителем. Года четыре назад стали замечать интерес не только экспертов или журналистов, но и туристов, - поделился директор департамент по связям с общественностью и СМИ ГК «Агранта» Сергей Носов. - Недавно мы приобрели Угличский сыродельно-масляный завод. Долгие годы, он по-сути дела не действовал. Во время модернизации завода нашли очень много интересных документов об истории производства сыра, откуда взялся «Российский», «Костромской» сыр, по каким ГОСТам его делали и так далее. Например, видео 60-х годов прошлого века, на котором показан шестикилометровый молокопровод, по которому молоко с фермы поступало на завод. В итоге, принято решение об открытии «Музея сыра». Специально спроектировали своеобразный коридор с прозрачными окнами, чтобы люди могли увидеть, как производят сыр в современных условиях, а потом сравнить это с тем, как было в прошлом веке.
Свой взгляд на гастрономический туризм Воронежской области представили ресторатор Андрей Матвеев и директор по маркетингу Виктория Матвеева (steak&fish house EL CHICO и гастрономический ресторан #Москва). Они предложили обратить внимание на гастрономические фестивали, причем с точки зрения продвижения локальных продуктов.
Участники круглого стола «За вкусной и здоровой пищей! Гастрономический туризм в России: тренды, проблемы, перспективы» отметили, что важным инструментом станет гастрономическая карта страны, по которой каждый турист сможет легко определить рестораны, которые необходимо посетить в путешествии. Ее уже разработали, например, на «Роза ХутоЕСОТ: Путешествуем домар» в Сочи, - сообщил гастрономический блогер, организатор гастромероприятий Андрей Шишкин. Гастрономический маршрут включает восемь заведений курорта и позволяет гостям за время отпуска попробовать самые интересные блюда региона.
Фото Оксана Зуйко
Источник: ЕСОТ