- В прошлом году мы выдали 72 тыс. виз. Это значительно больше, чем в 2012 году, когда было выдано 68 тысяч виз. Для сравнения, в 2010 году мы выдали только 50 тысяч виз. Таким образом, мы наблюдаем постоянный рост количества выдаваемых виз туристам, планирующим свой отдых в Венгрии. О данных на 2014 год говорить еще рано, но если посмотреть на текущий период, то мы уже наблюдаем рост на уровне 10%. Если эта тенденция продолжится, то по итогам года мы сможем принять не менее 90 тысяч туристов. Прирост будет обеспечен и за счет других факторов. Так, например, компанией «Веди-Тур Групп» были открыты прямые рейсы в Венгрию из Краснодара и Ростова-на-Дону. Только благодаря этой компании мы выдаем около 70 виз в день. В целом, ежедневно мы принимаем заявления на выдачу около 560 туристических виз. Это очень большой поток.
- Период майских праздников традиционно считается пиковым периодом, как для туристических компаний, так и для зарубежных консульств. Как вы подготовились к этому периоду?
- Действительно, в этот период мы наблюдаем серьезный рост количества заявок. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу по приему и выдаче документов, мы увеличили время приема. Теперь мы также будем принимать документы по пятницам. Кроме того, увеличилось количество сотрудников консульства, подготовлен ряд других мероприятий для обслуживания этого потока.
- Как сейчас туристы могут получить венгерскую визу? Планируете ли вы открывать визовые центры в России?
- По нормам Шенгенского соглашения, решение о выдаче визы должно приниматься в срок до 10 дней. Консульство Венгрии выдает визы в течение пяти рабочих дней. Конечно, есть возможность срочного рассмотрения заявлений на визу. Этот срок должен составлять три рабочих дня, но мы стараемся всегда идти навстречу туристам и выдавать визы быстрее.
Что касается визовых центров, то многие страны Шенгенского соглашения уже пошли этим путем. Мы до сих пор не открывали ни одного визового центра в России. Наши Генеральные консульства работают и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге. Но не так давно Правительство Венгрии приняло решение об открытии визовых центров в России. Была назначена компания, которая будет этим заниматься. Мы уже согласовали с ними работу, и думаю, что первый визовый центр Венгрии появится в Москве уже в конце мая – начале июня. Мы также рассматриваем возможность открытия визовых центров и в других городах России. В первую очередь, это будут города, откуда осуществляются прямые рейсы в Венгрию, а также города, где живет больше миллиона жителей.
- Туроператорам также придется переходить в визовые центры или они смогут по-прежнему работать напрямую с консульством?
- Этот вопрос еще не решен. Принимая решение по этому вопросу, мы будем учитывать опыт других Шенгенских стран, взвесим все «за» и «против». Хочу отметить, что, несмотря на открытие визовых центров, мы оставим туристам возможность подавать документы по записи в консульство Венгрии.
- В прошлом году было объявлено о сокращении количества аккредитованных туроператоров в консульстве Венгрии. Скажите, как прошел этот процесс? Почему было принято такое решение?
- Я бы не сказал, что количество аккредитованных туроператоров резко сократилось. В прошлом году было аккредитовано 66 туристических компаний, в этом году мы дали аккредитацию 61-ой компании. Мы отправили всем аккредитованным компаниям письмо, в котором четко изложили, каким образом можно получить аккредитацию. При рассмотрении возможности выдачи аккредитации мы подвергли серьезному анализу деятельность туристических фирм в венгерском направлении, насколько серьезно они относились к работе с этим направлением, а также соответствовала ли их работа нормам взаимодействия по визовым вопросам – правилу добропорядочного и надежного сотрудничества. Кроме того, для позитивного рассмотрения заявок необходимо было предоставить документы, перечень которых был обозначен в письме. Таким образом, мы дали четкие инструкции по получению аккредитации, и никаких проблем с их выполнением не возникло.
Для удобства туроператоров, мы изменили порядок приема документов. Так, раньше для туристических компаний действовали квоты – количество заявок, которые они могли подать в консульство за определенный период. Больше никаких квот не существует. Мы заинтересованы в том, чтобы они приносили больше заявлений на визы, а туристический поток в Венгрию продолжал расти. Единственное требование – если туристическая компания намерена принести более тридцати пакетов документов, об этом следует сообщить заранее. Это позволяет нам подготовиться к приему документов, назначить большее количество сотрудников на их обработку.
- Сейчас в СМИ активно обсуждаются потенциальные визовые санкции ЕС. Планируете ли вы вводить какие-либо ограничения в процедуру выдачи виз туристам?
- Многих этот вопрос действительно волнует, но я могу сказать категорически – нет. Мы не планируем вводить каких-либо ограничений. У нас нет никаких изменений в процедуре подачи заявлений на визу, получения виз и рассмотрения этих заявок. Венгрия ждет туристов, а мы будем этот поток обслуживать. Мы сами наблюдаем, что люди, которые были в Венгрии, часто возвращаются к нам, привозя с собой на отдых в Венгрию свои семьи. У нас есть термальные источники, гастрономия, культура. Венгерский народ и туристический бизнес очень хорошо относится к российским туристам, а мы рады обслуживать эти интересы.
- Планируете ли вы выдавать больше многократных виз туристам?
- Тот порядок, который мы создали сейчас, полностью соответствует требованиям визового кодекса ЕС, и интересам туристов. Тот, кто еще никогда не имел шенгенскую визу, может получить только однократную визу. Если же у соискателя на визу уже есть положительная визовая история, то он может получить мультивизу на более длительный период. Например, если у туриста была годовая мультивиза, то он может получить визу на два года и так далее вплоть до пяти лет.
Несмотря на то, что сейчас создана хорошая система работы консульства, это не значит, что мы не будем вносить в нее изменений. Сам факт появления визовых центров уже влечет за собой определенные изменения. Но мы всегда будем преследовать цель, чтобы обслуживать туристов на наиболее эффективном уровне. Например, сейчас мы будем работать по выходным, чтобы вовремя выдать визы всем туристам, планирующим свой отдых в Венгрию на майские праздники. Мы будем стремиться к тому, чтобы соответствовать современным требованиям туристического рынка и соблюдать баланс интересов всех его участников