|
10.04.2014Программа Будапештского Дворца Искусств на апрель и май.
Здесь вы можете ознакомиться с программой концертов на ближайшие месяцы.
Лики романтизма
«Весьма сложный, но стоит затраченных сил» - таким образом Ганс фон Бюлов отозвался о концерте си-бемоль минор для фортепиано с оркестром, за год исполнения которого он одержал триумф во всей Европе. Сразу же после того, как первоначально предполагаемый исполнитель, Николай Рубинштейн, не согласился его сыграть, Бюлов потребовал от Чайковского поправок, которых, впрочем, тот не внёс. Факт, что и сегодня это произведение является настоящим мерилом: успешное его исполнение свидетельствует о техническом совершенстве, погружении в музыку и глубоких познаниях музыки эпохи романтизма. Доказывать это по отношению к собственной персоне на этот раз станет потрясающе талантливый Александр Ульман, живущий в Америке пианист британского происхождения, который в 2011-м году стал победителем проводящегося в Будапеште Международного конкурса имени Листа.
Балаж Банфи, руководящий созданным более двадцати лет тому назад Оркестром Данубия (Обуда), учился в Вене, где его наставниками были такие мастера, как, например, Зубин Мета, Саймон Рэттл, Даниэль Хардинг. После концерта Чайковского он будет управлять исполнением печальной по настроению, однако при этом очень популярной Четвёртой симфонии Брамса, премьера которой, последуй бы композитор «дружеским» советам, могла бы и не состояться. «Третью часть произведения выбросьте в мусорную корзину, четвёртую опубликуйте в качестве самостоятельных вариаций, а к оставшимся двум напишите-ка новое скерцо и финал».
Два романтичных шедевра, каждый из которых был принят с большим недоверием, будут исполнены во Дворце искусств 6 апреля в качестве программы из серии «Симфонические открытия».
Венгерский скрипач-«оскароносец» и его скрипка Страдивари В 2010-м году тридцать пять скрипачей боролись за победу в конкурсе, который в мире музыки приравнивают к премии «Оскар». В итоге обладателем Гран-при, а также денежного вознаграждения в размере 50 тысяч долларов стал Криштоф Барати. В финале конкурса он в сопровождении Московского симфонического оркестра исполнил Первый скрипичный концерт Паганини. Признание Криштофа Барати стало неожиданностью не для всех, ведь по мнению всемирно известной британской скрипачки польского происхождения Иды Гендель «Криштоф Барати - самый талантливый скрипач не только своего, но и многих других поколений. Истинный солист!»
«Весьма сложный, но стоит затраченных сил» - таким образом Ганс фон Бюлов отозвался о концерте си-бемоль минор для фортепиано с оркестром, за год исполнения которого он одержал триумф во всей Европе. Сразу же после того, как первоначально предполагаемый исполнитель, Николай Рубинштейн, не согласился его сыграть, Бюлов потребовал от Чайковского поправок, которых, впрочем, тот не внёс. Факт, что и сегодня это произведение является настоящим мерилом: успешное его исполнение свидетельствует о техническом совершенстве, погружении в музыку и глубоких познаниях музыки эпохи романтизма. Доказывать это по отношению к собственной персоне на этот раз станет потрясающе талантливый Александр Ульман, живущий в Америке пианист британского происхождения, который в 2011-м году стал победителем проводящегося в Будапеште Международного конкурса имени Листа.
Балаж Банфи, руководящий созданным более двадцати лет тому назад Оркестром Данубия (Обуда), учился в Вене, где его наставниками были такие мастера, как, например, Зубин Мета, Саймон Рэттл, Даниэль Хардинг. После концерта Чайковского он будет управлять исполнением печальной по настроению, однако при этом очень популярной Четвёртой симфонии Брамса, премьера которой, последуй бы композитор «дружеским» советам, могла бы и не состояться. «Третью часть произведения выбросьте в мусорную корзину, четвёртую опубликуйте в качестве самостоятельных вариаций, а к оставшимся двум напишите-ка новое скерцо и финал».
Два романтичных шедевра, каждый из которых был принят с большим недоверием, будут исполнены во Дворце искусств 6 апреля в качестве программы из серии «Симфонические открытия».
Венгерский скрипач-«оскароносец» и его скрипка Страдивари В 2010-м году тридцать пять скрипачей боролись за победу в конкурсе, который в мире музыки приравнивают к премии «Оскар». В итоге обладателем Гран-при, а также денежного вознаграждения в размере 50 тысяч долларов стал Криштоф Барати. В финале конкурса он в сопровождении Московского симфонического оркестра исполнил Первый скрипичный концерт Паганини. Признание Криштофа Барати стало неожиданностью не для всех, ведь по мнению всемирно известной британской скрипачки польского происхождения Иды Гендель «Криштоф Барати - самый талантливый скрипач не только своего, но и многих других поколений. Истинный солист!»
Этот истинный солист 30 апреля выйдет на сцену для исполнения истинно камерной музыки, вместе с прирождённым камерным музыкантом, а именно – Энрико Паче, совместно они исполнят для публики Дворца искусств произведения для скрипки и фортепиано Шуберта, Шумана, Сука и Рихарда Штрауса. Имя итальянского пианиста известно по всему миру, венгерская публика также очень хорошо его принимала, а стремление помогать больным детям сделало музыканта ещё более популярным. Этот вечер станет прекрасным поводом для представления и уникального инструмента. Благодаря Обществу «Страдивариус» Криштоф Барати будет играть на скрипке Страдивари 1703-го года изготовления, которую в распоряжение музыканту предоставил чикагский Фонд Страдивари. Целью фонда является предоставление замечательных инструментов в распоряжение талатливым музыкантам на льготных условиях, тем самым создавая возможность обречённым на безмолвие инструментам блистать по своему прямому назначению, а поклонникам музыки наслаждаться их чудесным звучанием.
«1705» & Вольфганг Мутшпиль
Если кто-то ещё не понял, речь идёт о выступлении трио и приглашённого солиста-гитариста Вольфганга Мутшпиля. Однажды трио (Жолт Калтенекер, Бела Пири и Андраш Деш) исполнило одно музыкальное произведение, которое было написано его автором (Жолтом Калтенекером) для изготовленного в 1705-м году старинного клавишного инструмента. Этот тренд отличия от привычного, от законов жанра, раскрывается уже в выборе названия, ведь где это слыханно, чтобы музыканты, определяющие себя как джазовое объединение, появлялись на сцене под названием клавикорда. «1705», который был создан в 2010-м году, 30 апреля выступит на сцене Дворца искусств. Музыка коллектива, навеянная множеством стилей, присутствие популярных мелодий, современной электронной музыки и классических гармоний, многоцветие мировой музыки и свобода джаза, сливается на радость публике в однородное единство. Музыкальные танцы, танцевальная музыка Ласло Фашшанг и Аттила Кун являются нетривиальными камерными партнёрами органист и танцовщик. В этом концерте они ступают на нехоженную ранее территорию, ведь орган – это вовсе не тот инструмент, который традиционно являлся бы сопровождающим танцы. Ласло Фашшанг сказал по этому поводу следующее: «Орган и зал дают уникальную возможность: благодаря размерам сцены и концертного зала практически не возникает никаких ограничений относительно того, с помощью какого исполнительского аппарата и в каком жанре использовать орган.» А почему речь идёт о камерном представлении? «Вся программа задумана так, что, несмотря на то, что я играю на органе, буду также и одним из участников танца. Да и сам орган будет установлен в центре, среди танцующих, именно таким образом мне
бы хотелось интегрироваться в хореографию.» Данное представление состоится во Дворце искусств 6 мая.
Подношение Лигети (Hommage à Ligeti)
«Реквием», в котором молитва разделяется на двадцать голосов, а полотно Босха олицетворяет проникновение в ад, «Гамбургский концерт», где барочные валторны звучат в современном ансамбле, скурпулёзно отредактированные фортепианные этюды, несущие в себе элементарные музыкальные впечатления, переложенные на музыку стихотворения Вёреша в сопровождении перкуссий. Только лишь красота, только лишь волнение, неподдельные венгерские мотивы в интернациональных одеждах. В концерте памяти Дьёрдя Лигети, который 7 мая уже в девятый раз будет проходить во Дворце искусств, главные роли вновь отведены Камерному ансамблю УМЗЕ и ансамблю ударных инструментов «Амадинда». Художественным руководителем и дирижёром концерта станет Золтан Рац.
Венская музыка
Замечательный пианист Янош Палойтаи, который учился в Штудгарте, Будапеште и зальцбургском «Моцартеуме», по возможности держится подальше от музыкальных конкурсов, сулящих музыкальные трофеи. В концерте из серии «Симфонические открытия», который состоится во Дворце искусств 10 мая, музыкант в сопровождении Мишкольцского симфонического оркестра исполнит первое по-настоящему масштабное произведение Моцарта – концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, которое было посвящено, согласно хроникам, популярной французской пианистке того времени мадемуазель Женом. В продолжении программы прозвучит Вторая симфония Малера, первая часть которой несёт серьёзное и праздничное настроение, а вторая – веселье заводного танца лендлер, после чего последует вокальный цикл «Чудесный рог мальчика», а в финале прозвучит хор, несущий в себе гармонию позднего романтизма. Помимо Дебреценского хора имени Кодая и Хора Лайоша Ваша, на сцену выйдут две замечательные певицы – Эстер Шюмеги и Бернадетт Видеманн. Дирижировать в этот вечер будет Жолт Хамар.
Моцарт, Шуман и Андершевски
Капризный, эксцентричный, ищущий безупречности в музыке, очаровывающий своей игрой на инструменте, он стал известен, исполняя Моцарта и Шимановского. Пётр Андершевски, в котором течёт польская и венгерская кровь, заявил о себе в 1990-м году на конкурсе пианистов в Лидсе, считающемся одним из престижнейших в мире. Лидируя, после второго круга он прервал игру и ушёл со сцены, считая, что сыграл плохо. С тех пор он добился статуса мировой звезды, поклонниками которой являются и будапештские слушатели. «Моцарт сложен тем, что его музыка очень понятна, - заявил он в одном из интервью. – Здесь невозможно спрятаться, слышен каждый звук.» Несмотря на это, пианист постепенно расширяет свой моцартовский репертуар. 20 мая, когда на сцену Дворца искусств музыкант выйдет вместе с Шотландским камерным оркестром, будет исполнен безмятежный, светлый
концерт для фортепиано с оркестром ля мажор KV 414. Этот концерт обрамляют два произведения Мендельсона, а исполнением фортепианного концерта Шумана ля-минор Пётр Андершевски завершит программу .
В мае каждого года Дворец искусств проводит серию концертов под названием «Джазовая весна», состоящую из трёх частей. В мероприятиях этого года, как обычно, примут участие и мировые знаменитости, которые выступят в различных залах. «Pat Metheny Unity Band» к 2014-му году трансформировался в «Unity Group», который в новом составе создаёт индивидуальное, насыщенное и богатое гармониями музыкальное полотно. Свою новую программу коллектив собрал в феврале в альбом, с которым и прибывает 28 мая в Национальный концертный зал имени Белы Бартока в качестве одного из самых успешных проектов в истории джаза.
Гитарист Курт Розенвинкл, которого считают создателем стиля третьего тысячелетия, выступит в Фестивальном театре 29 мая, куда привезёт свой новосозданный квартет и альбом под названием «Звезда Юпитера». «Моя музыка в целом и новый альбом в частности стараются затронуть ту связь, которая существует между нами и Вселенной, и показывает, каким образом мы используем нашу интуицию для того, чтобы услышать, о чём же вещает нам бесконечность» - заявляет автор включённых в программу сочинений.
30 мая в Фестивальном театре выступит норвежский «Eivind Aarset Dream Logic Quartet», в программе которого примет участие и Ян Банг. Эйвинд Аарсет с девяностых годов творчески работает в мире джаза (и не безрезультатно), причём в противоположном от Соединённых Штатов направлении – в Скандинавии. Исполняемый им блюз является смешением погружающей в транс чёрной манеры исполнения и прохладного северного стиля. Соавтром многих композиций является диджей-ремиксер Ян Банг. Таинственные, гипнотические картинки, необычные звуковые эффекты, усиленная динамика.
|