Японские кимоно, произведения из фарфора и эмали, выполненные мастерами-поставщиками двора японских императоров, представлены на выставке "За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили", которая открывается в среду в Музеях Московского Кремля.
"Коллекция выставляется в таком виде впервые — сочетание работ из металла, эмали и кимоно. Ранее вместе представляли только металл и эмали. Выставка дает полное представление как о коллекции, так и о мастерах, которые работали в то время, символических мотивах, которые изображались на тех или иных вещах", — рассказала директор музеев Елена Гагарина.
Экспозиция, в которой около 90 предметов, развернулась в Патриаршем дворце и выставочном зале Успенской звонницы.
По словам Е.Гагариной, из искусства периода Мейдзи, которое стало доступно европейцам, американцам во второй половине XIX, вышло все современное искусство. Произведения японских мастеров вдохновляли всех выдающихся художников конца XIX — начала XX века.
"Ни импрессионистов, ни постимпрессионистов, ни дизайнеров, таких, как Макинтош, не было бы, если бы такого рода произведения в Европу не попали. Новые эстетические принципы, символика, новое отношение к пространству, к цвету и удивительные техники изменили всю нашу жизнь", — пояснила директор.
Особое место на выставке занимают никогда ранее не демонстрировавшиеся кимоно периодов Эдо и Мэйдзи, в том числе, церемониальные. Кимоно из эксклюзивного шелка ручной работы и из высоко ценившихся привозных тканей создавались для женщин, мужчин, юных девушек, детей. В их украшении использовались характерные только для японского традиционного искусства узоры, выполненные в техниках батика, росписи по трафарету, ручной росписи, а также вышивки шелком и металлическими нитями.
Среди них верхние кимоно для молодых женщин 1850-1880 годов: из шелкового крепа, а также украшенное вышивкой или из шелкового атласа с изображением фантастических птиц хоо, японским аналогом европейского феникса.
Значительная часть выставки, как и коллекции профессора Халили, занимают вещи эпохи Мэйдзи — периода в истории Японии с 1868 по 1912 год, когда императором был Муцухито, взявший имя Мэйдзи ("просвещенное правление").
В это время в Японии искусство эмальеров переживало расцвет, обогатившись новыми технологиями. Среди экспонатов выставки — декоративные композиции и предметы интерьера, в том числе вазы, курильницы, экраны, подносы и шкатулки.
Значительная часть представленных вещей создавалась для членов императорской семьи или выполнялось по заказу крупных торговых компаний.
Публике представлены парные вазы 1905-1910 годов с ободками из серебра и с изображением цветущих гортензий на синем фоне, поднос с закруглёнными краями 1900 года с рисунком цветущего побега сливы, частично скрытой за облаками в технике мусэн (напоминающей рисунок тушью).
Выставка в музеях Кремля будет открыта до 1 октября.
Источник: http://tourism.interfax.ru