23-28 апреля 2015 г. состоялся железнодорожный круиз по Северному Кавказу «Чайный экспресс». Впервые за 40 лет по популярному некогда туристическому железнодорожному маршруту прошел состав из 9 комфортабельных вагонов с 250 туристами, имевшими возможность в полной мере насладиться красотами Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечни, Дагестана, а также Ставропольского края.
Часть маршрута поезда проходила по кавказскому участку древнего Великого шелкового пути. Круиз был организован Министерством культуры РФ и Комитетом Республики Ингушетия по туризму. «Чайный экспресс» предполагается проводить на регулярной основе; следующий поезд отправится уже 5 июня. На этот раз туристы посетят и Владикавказ (Северная Осетия).
Перед отправлением из Сочи вечером 23 апреля в одном из залов вокзала состоялся брифинг, на котором выступили Председатель Комитета Республики Ингушетия по туризму С.О. Аристов и К.Ю. Туршу, председатель совета директоров ОАО «Мацестинский чай» – одного из спонсоров круиза. С.О. Аристов рассказал о маршруте поезда, ответил на многочисленные вопросы журналистов.
Наше издательство в поездке представлял писатель, историк, переводчик Алексей Калинин.
Комфортабельные вагоны «Чайного экспресса»
Транспорт, сервис и безопасность
Удобные купе, внимательные проводницы, ежедневные завтраки из вагона-ресторана, пакетики изумительного черного и зеленого мацестинского чая, заботливо разложенные на столиках в каждом купе, – всё это позволяло туристам в полной мере ощутить прелесть путешествия по железной дороге. Несомненно, возможность ночного сна в нормальных условиях выгодно отличает железнодорожные круизы от многодневных автобусных экскурсий, когда туристам зачастую приходится спать в скрюченном положении.
В каждом купе также были и качественно отпечатанные буклеты круиза «Чайный экспресс» с весьма подробной и, я считаю, очень полезной для всех памяткой туриста (что можно делать и что нельзя, на что нужно обращать внимание во время поездки) и расписанием следования поезда с указанием времени прибытия на станции. Утром проводники будили туристов за час до прибытия на станцию, с которой мы отправлялись на экскурсию, а сотрудники вагона-ресторана разносили легкий, но питательный завтрак. Благодаря этому ни разу за все время поездки не возникла ситуация, когда кто-то проспал высадку из поезда или не успел позавтракать.
Экскурсионные автобусы (достаточно комфортабельные) уже ожидали туристов на вокзалах. Проблем с их ожиданием никогда не возникало. Колонну наших автобусов всегда сопровождал эскорт полицейских машин. По дороге, как правило, каждые 3-4 часа мы делали остановки для осмотра достопримечательностей (плюс санитарные нужды). Обеды и ужины в местных кафе или ресторанах были сытными, иногда даже излишне. В Дербенте, например, многие из нас не смогли съесть и половину того, что было подано, – настолько всё было вкусно (большие порции салата, супа, пирогов, второго блюда; отдельно были поданы большие порции шашлыка). Острых блюд не было, но, думается, туристы – ценители кавказской кухни не остались разочарованными. И ни разу нам не приходилось ни за что доплачивать.
Очень понравилась организация нашего пребывания в Дербенте. Все 250 участников поездки были разбиты на примерно равные по численности 6 групп (по вагонам). Для более легкой ориентации каждой группе были выданы бейсболки с надписью «Дербент. 2000 лет со дня основания» определенного цвета (члены моей группы были «красными шапочками»). Каждую группу сопровождали волонтеры из местной молодежи, следившие, чтобы никто не отстал от экскурсовода. Маршруты всех 6 групп были очень продуманны: когда первые 3 группы осматривали крепость, остальным показывали старый город, потом мы спустились в старый город, а другие отправились в крепость.
Таблички «Чайный экспресс» на вагонах состава вызывали закономерное любопытство не только у пассажиров встречавшихся нам на станциях других поездов, но и у самих железнодорожников. Когда мы медленно проезжали мимо тепловоза с грузовым составом на какой-то станции недалеко от Дербента, сквозь открытые окна были слышны удивленные возгласы машинистов тепловоза. А когда мы вечером возвращались после экскурсий в свои вагоны, проводницы встречали нас вопросами: «Где были? Что видели? И мы тоже выходили, прогулялись по городу!»